Как сэкономить, продав лишнюю максимальную электрическую мощность?

Использование механизма перераспределения мощности при технологическом присоединении — это законно, более того — это стратегическая задача Правительства РФ в области развития электросетевого комплекса страны.

Технологическое присоединение – это достаточно сложная и длительная процедура, включающая в себя большой перечень технических и организационных мероприятий. Не даром Правительством РФ принята дорожная карта «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», целью которой является упрощение процедуры техприсоединения.

Порядок технологического присоединения — подключения к электросетям регламентируется Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производтсву электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым орнганизациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждеными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861).

В настоящий момент Правительство РФ на законодательном уровне целенаправленно создаёт механизмы для перераспределения максимальной мощности, для чего устанавливает:

  1. процедуры и правила перераспределения максимальной мощности
  2. стимулы подталкивающие потребителей к перераспределению максимальной мощности в виде оплаты резервируемой максимальной мощности

В 2011 году в указанные выше Правила Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2009 г. № 334  был добавлен новый раздел «IV. Особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями», который ввёл законодательные права на перераспределение мощности одним лицом в пользу другого.

Далее  этот механизм постоянно совершенствовался:

  • Постановление Правительства РФ от 26.07.2013 № 630 установило требования к раскрытию информации в области перераспределения максимальной мощности
  • Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 967 утвердило новую редакцию всего раздела «IV. Особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями»

Кроме того, в 2012 году было принято Постановлениями правительства РФ № 442 от 04 мая 2012 г. «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», которым:

  • упразднён показатель «присоединённая мощность», заменён на показатель «максимальная мощность»
  • введён способ и формула расчёта максимальной мощности
  • введён новый оплачиваемый показатель — резервируемая максимальная мощность. Резервируемая максимальная мощность — это разность между максимальной мощностью и фактической мощностью.
  • установлено будущее введение оплаты резервируемой максимальной мощности

Этим Постановлением было определено, что Минэнерго РФ обязано до 01 июля 2013 года дать предложения, по определению стоимости услуг по передаче с учётом оплаты резервируемой мощности, включая сроки перехода на оплату резервируемой максимальной мощности.

 

Затем Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 511-р была утверждена Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации, которая установила:

«Для стимулирования высвобождения неиспользуемой мощности и реалистичной оценки необходимых в будущем мощностей при составлении заявок будет принято решение об обязательности двухставочного тарифа для расчетов за услуги сетевых организаций с крупными промышленными потребителями. На основе анализа объемов резервируемой максимальной мощности, которые поддерживаются сетевыми организациями в интересах потребителей, и возможных тарифных последствий в результате перехода к оплате указанной величины в 2013 году будут разработаны предложения о внесении в нормативные правовые акты изменений, предусматривающих особенности определения стоимости услуг по передаче электрической энергии с учетом оплаты резервируемой максимальной мощности, включая сроки перехода к оплате указанной величины и определение категорий потребителей, на которых такой порядок распространится»

 

Пунктом 3 Плана-графика издания нормативных правовых актов для реализации Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации (являющимся приложенияме к Распоряжению № 511-р) обозначено, что для решения задачи «Снижение резервов мощностей, содержащихся электросетевыми организациями в отношении потребителей, но не используемых ими» будут внесены изменения  в акты Правительства Российской Федерации, устанавливающие особенности определения стоимости услуг по передаче электрической энергии с учетом оплаты резервируемой максимальной мощности, включающие сроки перехода к оплате указанной величины, на основе анализа объемов резервируемой максимальной мощности, которые поддерживаются сетевыми организациями в интересах потребителей, и возможных тарифных последствий перехода к оплате указанной величины, учет загрузки центров питания при тарифном регулировании для всех сетевых организаций. Ответственными назначены Минэнерго РФ, ФСТ РФ, Минэкономразвития РФ, ФАС РФ. Срок: сентябрь 2013.

Таким образом, мы видим, что использование механизма перераспределения мощности — это законно, более того — это стратегическая задача в области развития электросетевого комплекса страны.

И ещё, нигде не запрещено уступать «лишнюю» мощность за деньги, то есть продавать её. То есть соглашение о перераспределении мощности может быть платным — возмездным.