Знаете ли вы, что место установки прибора учета электроэнергии определяет исключительно Потребитель?

В соответствии с установленными нормами, а Энергосбыт или Сетевая компания не вправе навязывать свои условия по месту установки прибора учета.

Согласно законодательству (пункту 144 Основных положений о ценообразовании) приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности, которая может проходить не далее 25 метров от границы земельного участка.

При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.

В соответствии с пунктами 1.5.6, 1.5.27 ПУЭ счетчики для расчета электроснабжающей организации с потребителями электроэнергии рекомендуется устанавливать на границе раздела сети (по балансовой принадлежности) электроснабжающей организации и потребителя. Счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 градусов.

Таким образом, положения вышеуказанных нормативных актов прямо предусматривают возможность установления прибора учета электроэнергии не только на границе балансовой принадлежности сетей, а и в иных доступных для обслуживания местах. При этом ПУЭ носит рекомендательный характер о размещении счетчика на границе раздела сетей, что не влечет обязательность их исполнения.

Условие договора об осуществлении технологического присоединения, касающееся возложения на потребителя обязанности установить прибор учета в строго обозначенном месте не предусмотрено действующим законодательством, нарушает права потребителя услуг и препятствует выполнению его же обязанности по обеспечению целостности и сохранности прибора учета.

Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законом или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, согласно статье 16 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», признаются недействительными.

Таким образом, при системном толковании пунктов 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (понятие точки присоединения), пункта 25.1 Правил технологического присоединения, пункта 144 Основных положений о ценообразовании, а также постановления Президиума ВАС РФ N 16008/10 от 18 мая 2011 года, что заявители – физические лица, вправе установить прибор учета электрической энергии (мощности) в пределах своего земельного участка (см. Разъяснения ФАС РФ от 06.05.2014 г.).